К вопросу о типологии чувашской народной музыки

просмотров: 3591Кондратьев Михаил Григорьевич

... В музыкальном отношении напевы их

часто различны; так, пение верховых чуваш

Курмышского уезда, Симбирск. г[уб.],

не имеет почти ничего общего с пением

их низовых соплеменников  в Буинском уезде...

Н. И. Ашмарин

 

Типология чувашской народной музыки до сих пор существует лишь в виде отдельных наблюдений и замечаний, высказанных в свое время в статьях С.М.Максимова и Ю.А.Илюхина. Одна из причин несистематичности представлений в этой области —отсутствие отдельных публикаций низовых чувашских песен, что лишает исследователей (не говоря уже о массе читателей-любителей) возможности сравнивать формы верховые и низовые, дает почву для произвольных толкований о взаимоотношениях верховой (сравнительно хорошо представленной в публикациях) и низовой песенно-музыкальных культур. Тем не менее есть все основания говорить, что начиная с 60-х гг. благодаря применению технических средств записи начался новый этап в собирании произведений чувашской народной музыки. Экспедициями ЧНИИ накоплен огромный фактический материал, абсолютно достоверный. То есть, во-первых, достоверность его легко контролируется по фонограммам, восстанавливающим в известной мере реальную обстановку исполнения произведений, во-вторых, этот материал достаточно концентрирован: многие мелодии неоднократно продублированы разными исполнителями. Только такой материал позволяет говорить о подлинно типических и нетипических явлениях в фольклоре данной местности.
Настоящие заметки являются попыткой изложить некоторые предварительные соображения по данному вопросу, родившиеся в процессе прослушивания и расшифровки (йотирования) магнитофонных записей чувашских народных песен из материалов экспедиций ЧНИИ 1961, 1962, 1964, 1968, 1970, 1974, 1975 гг., а также сравнения их с материалами других экспедиций и слуховыми нотациями «домагнитофонного» периода.